Перевод названия: Organization and principles of pedagogical influence on minors in the Irkutsk correctional-educational shelter (late 19th - early 20th centuries)
Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2019
Ключевые слова: несовершеннолетние правонарушители, индивидуализация наказания, воспитательно-исправительные приюты, педагогический процесс, меры педагогического воздействия, juvenile offenders, individualization of punishment, educational-correctional shelters, pedagogical process, measures of pedagogical influence
Аннотация: Наметившаяся в современной российской пенитенциарной системе тенденция преобразования воспитательных колоний в воспитательные центры, нацеленные на формирование новых для осужденных ценностей, приобщение к системе социальных отношений, актуализирует педагогическую значимость исторического опыта исправления и перевоспитания несовершПоказать полностьюеннолетних, вступивших в конфликт с законом. Авторы рассматривают вариант организации пенитенциарной педагогики в Иркутском исправительно-воспитательном приюте для несовершеннолетних конца XIX - начала ХХ вв., - ставшего первым, по времени открытия, учреждением подобного типа на обширной территории Сибири. История отдельного учреждения заслуживает внимания в силу того, что, несмотря на однотипность решаемых задач, исправительно-воспитательные заведения различались по подходам, методам и результатам педагогического воздействия. Ключевым методом исследования является диалектический, позволяющий рассматривать педагогический процесс как развивающийся, противоречивый, регулирующий отдельные стороны ювенальной системы. Реализация новаторских педагогических и правовых подходов к исправительному воспитанию освещается в контексте социального восприятия несовершеннолетних правонарушителей в целом, представлена как забота и контроль, сопоставлена с работами других авторов. В систематизированном виде в научный оборот введены новые исторические документы и факты регионального уровня, которые раскрывают комплекс педагогических взаимодействий в практике исправительно-воспитательного заведения конца XIX - начала ХХ вв., формируют ценностно-ориентационные подходы к оценке его опыта. Представленный положительный исторический опыт педагогического воздействия на личность несовершеннолетнего может оказать помощь в поиске эффективных технологий реабилитации детей и подростков в условиях специализированных учреждений закрытого типа. The tendency that has emerged in the modern Russian penitentiary system to transform educational colonies into educational centers aimed at creating new values for the convicted, introducing them into the system of social relations, actualizes the pedagogical significance of the historical experience of correcting and re-educating minors in conflict with the law. The authors have considered the option of organizing penitentiary pedagogy in the Irkutsk correctional-educational shelter for minors of the late 19th - early 20th centuries, which was the first, by the time of opening, institution of this type in the vast territory of Siberia. The history of a separate institution deserves attention due to the fact that, despite the uniformity of the tasks to be solved, correctional-educational institutions differed in approaches, methods and results of pedagogical influence. The key research method is a dialectic one, which allows considering the pedagogical process as developing, contradictory, regulating certain aspects of the juvenile system. The implementation of innovative pedagogical and legal approaches to correctional education is highlighted in the context of the social perception of juvenile offenders in general, presented as care and control, compared with the works of other authors. In a systematic way, new historical documents and facts of a regional level have been introduced into the scientific circulation, which reveal the complex of pedagogical interactions in the practice of correctional-educational institutions of the late 19th - early 20th centuries, form value-oriented approaches to assessing its experience. The presented positive historical experience of pedagogical influence on the personality of a minor can help in finding effective technologies for the rehabilitation of children and adolescents in specialized closed institutions.
Журнал: Перспективы науки и образования
Выпуск журнала: № 5
Номера страниц: 386-399
ISSN журнала: 23072334
Место издания: г. Воронеж
Издатель: Общество с ограниченной ответственностью Экологическая помощь