УЧИТЕЛЬ, УЧЕНИК И АДМИНИСТРАТОР В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: УСИЛЕНИЕ АРХЕТИПА ИЕРАРХИИ : научное издание

Описание

Перевод названия: TEACHER, STUDENT AND ADMINISTRATOR IN EDUCATIONAL PROCESS: STRENGTHENING THE ARCHETYPE OF HIERARCHY

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2019

Идентификатор DOI: 10.15372/PEMW20190202

Ключевые слова: архетип корпоративности, архетип иерархии, университет, учитель, ученик, администратор, archetype of corporativity, archetype of hierarchy, university, teacher, student, administrator

Аннотация: Авторы статьи предприняли попытку рассмотреть последствия усиления роли администратора в современном образовательном процессе с позиций концепции архетипов коллективного бессознательного, позволяющей выявить бессознательные программы, на которые наслаивается культурно-символический опыт сознания. Произведён анализ взаимоотношений аПоказать полностьюрхетипических фигур ученика, учителя и администратора. Во взаимодействии учителя и ученика наблюдается динамичное относительно равновесное влияние архетипов корпоративности и иерархии. С одной стороны, оба равны в своём противостоянии миру и идентификации с одной и той же Мы-Самостью. С другой стороны, учитель заведомо имеет более высокий статус, наделяющий его даже определённой властью по отношению к ученику. Об учителе в определённом смысле можно говорить как о «проводнике» на территорию неявного знания, как о том, кто «запускает» в ученике программы коллективного бессознательного, в которых на архетипическом уровне закреплён опыт предыдущих поколений. Передача ученику закреплённого культурного кода, позволяющего достигать с другими членами сообщества необходимого уровня согласованности, является основной задачей, поставленной перед системой образования. Показано усиление в Новое время роли государства в образовательном процессе, привнёсшего фигуру администратора, что существенно усилило архетип иерархии. Это привело к таким следствиям: уменьшение самостоятельности социального института образования; искажение мотивов участников образовательного процесса с переориентировкой на формальные показатели, заданные внешней средой; формали­зация межличностных взаимоотношений участ­ников образовательного процесса; снижение чув­ства единения и сопричастности, формируемого архетипом корпоративности; усиление конкурен­ции между образовательными организациями; появление и расцвет различных форм дистанци­онного образования. The authors have made an attempt to consider the consequences of strengthening the role of the administrator in the modern educational process from the standpoint of the concept of archetypes of the collective unconscious, which allows to identify unconscious «programs»that are strung on the cultural and symbolic experience of consciousness. The paper analyzes the interrelations of archetypal figures of the pupil, teacher and administrator. The authors observed a balanced impact of the archetypes of corporativity and hierarchy in the interaction between a teacher and a student. On the one hand, they are both equal in their opposition to the world and in their identification with the we-self. On the other hand, the teacher is supposed to have higher with the certain power in relation to the student. The teacher is regarded as a «guide»to the area of implicit knowledge, as a person who «launches»collective unconscious programs in a student, in which the experience of previous generations is fixed on the archetypal level. The transfer of a fixed cultural code to the student, which allows to achieve the necessary level of coherence with other members of the community, is the main task of the education system. The authors show the strengthening of the role of the Government in the educational process, which brought the figure of an administrator, which significantly increased the archetype of the hierarchy. This led to the following consequences: a decrease in the independence of the social institution of education; distortion of the motives of the participants of the educational process with a reorientation to formal indicators set by the external environment; formalization of interpersonal rela­tions between the participants of the educational process; reducing the sense of unity and belong­ing generated by the archetype of corporativity; increased competition between educational insti­tutions; the emergence and flourishing of various forms of distant education.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Профессиональное образование в современном мире

Выпуск журнала: Т. 9, 2

Номера страниц: 2654-2662

ISSN журнала: 22241841

Место издания: Новосибирск

Издатель: Федеральное государственное унитарное предприятие Издательство Сибирского отделения Российской академии наук

Персоны

Вхождение в базы данных