МЕТОД ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ К КОНСТРУИРОВАНИЮ ПРАКТИК : научное издание

Описание

Перевод названия: THE METHOD OF OPEN EDUCATION: FROM THE REFLECTION OF REALITY TO THE DESIGN OF PRACTICES

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2018

Идентификатор DOI: 10.15372/PHE20180312

Ключевые слова: cognition method, method in education, structuring, schematization, educational task, design in the educational process, метод познания, метод в образовании, структурирование, схематизация, образовательная задача, конструирование в образовательном процессе

Аннотация: Введение. Категория «метод» считается детально разработанной для классической дидактики и при этом практически не оформленной для открытого деятельностного образования, а с некоторых позиций вообще не соответствующей характеру открытого образования. Цель статьи - определение существенных параметров и характеристик метода открытого Показать полностьюдеятельностного образования как организующего начала образовательного процесса и фактора, обеспечивающего его результативность в отличие от метода в классической дидактике и в соответствии с характером и функциональным назначением открытого образования. В ходе исследования авторы опирались на анализ фундаментальных философских работ, вводящих и оформляющих категорию «метод» для научного познания и для практической, в том числе образовательной, деятельности; на разработки метода классической дидактики и в области организации результативного образовательного процесса в открытом образовании; на работы в области методологии организации деятельности. Методология и методика исследования. В основе работы лежат системно-генетический анализ философских работ; структурный содержательный анализ практической деятельности, описываемой и структурируемой благодаря категории «метод»; сопоставительный анализ практик и описывающих их категорий в режиме последовательного абстрагирования и выделения общих характеристик категории «метод». Результаты исследования. Авторами выделены и описаны основания для содержательного определения категории «метод» применительно к практикам открытого образования. Обосновано положение о том, что «метод» является родовой характеристикой, обозначающей объективированные условия успешной реализации разных образовательных моделей, различающихся конструктивными качествами. Подробно охарактеризованы основные параметры и характеристики метода организации и реализации практик открытого образования. Определены социокультурные основания для формирования метода в открытом образовании. Заключение. Основными типами деятельности, реализующими метод в рамках открытого образования, являются структурирование и схематизация представлений о действительности, одновременно получаемых и реализуемых в ходе пробно-практической деятельности. Ключевая содержательно-управленческая форма, задающая и обеспечивающая процесс структурирования и схематизации, - образовательная задача. Introduction. The category of method is considered to be developed in detail for the classical didactics, and virtually not formed for the forms of the open, activity-based education, and, according to some views, it is considered not relevant at all to the nature of open education. The purpose of the paper is to determine the most significant parameters and characteristics of the method of open activity-based education as the organizing principle of the educational process and a factor that ensures its effectiveness, in contrast to the method in the classical didactics and in accordance with the nature and functional purpose of open education. The paper is based on the analysis of fundamental philosophical works, introducing and formalizing the category of «method» for scientific knowledge and for practical, including educational activities; on the developments in the field of classical didactics method and in the field of organization of effective educational process in open education; on the work in the field of methodology of organization of activity. Methodology and methodology of the research. The basis of the work is the system-genetic analysis of philosophical works; structural content analysis of practical activities described and structured through the category of «method»; comparative analysis of practices and categories describing them, in the mode of sequential abstraction and selection of the most common characteristics of the category of «method». Results of the research. the grounds for a meaningful definition of the «method» category in relation to the practices of open education were identified and described. The paper substantiates the position that the «method» is a generic characteristic, denoting the objectified conditions for the successful implementation of various educational models, obviously different in accordance with the differences in the design characteristics of these models. The main parameters and characteristics of the method of organization and implementation of open education practices are described in detail. The socio-cultural grounds for the formation of the method in open education are determined. Conclusion. The main types of activities that implement the method in the framework of open education are structuring and schematization of ideas about reality, both obtained and implemented in the course of trial practical activity. The key content-management form that defines and provides the process of structuring and schematization is an educational task.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Философия образования

Выпуск журнала: 3

Номера страниц: 126-153

ISSN журнала: 18110916

Место издания: Новосибирск

Издатель: Федеральное государственное унитарное предприятие Издательство Сибирского отделения Российской академии наук

Персоны

  • Попов А.А. (Федеральный институт развития образования)
  • Ермаков С.В. (Центр развития профессионального образования Красноярского края)
  • Аверков М.С. (Краевой ресурсный центр по работе с одаренными детьми)

Вхождение в базы данных