Типологизации и классификации коррупции в сфере образования: криминологический аспект : научное издание

Описание

Перевод названия: Typologization and Classification of Corruption in Education: Criminological Aspect

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2018

Идентификатор DOI: 10.18572/1813-1190-2018-6-7-17

Ключевые слова: corruption, education, typology, types, classifications, kinds, prevention, коррупция, образование, типология, типы, классификация, виды, предупреждение

Аннотация: Цель. В статье рассматриваются особенности коррупции в сфере образования как объекта криминологического познания. Впервые осуществляются типологизация и классификация образовательных отношений сквозь призму их коррупциогенности. Методология: автор использовал диалектический метод познания, а также системно-структурный, формально-лоПоказать полностьюгический и другие методы научного познания. Выводы. Ключевое методологическое значение в познании коррупции в сфере образования имеет выделение двух групп отношений: по управлению системой образования и по организации образовательной деятельности. Для названных групп отношений характерны специфическое предметное поле деятельности, субъекты, а также цели. Коррупционным отношениям в управлении системой образования свойственны черты, характерные для коррупционных отношений в сфере государственного и муниципального управления в целом. Специфические особенности коррупции в образовании проявляются в отношениях по организации образовательной деятельности, а именно в образовательном процессе, административной деятельности и хозяйственной деятельности. Предложены авторская классификация и общая характеристика субъектов коррупции в сфере образования, выделены типы и виды коррупционных проявлений по различным основаниям и группам признаков. Структурирование научного знания о коррупции в образовании осуществляется через выделение и рассмотрение возможных ее проявлений в зависимости от типа образовательных организаций и их подведомственности, объема прав на осуществление образовательной деятельности, в зависимости от характера используемых субъектами коррупции полномочий, количественного субъектного состава, характера извлекаемых выгод и др. Научная и практическая значимость. Классификации и типологии коррупции в сфере образования имеют значимый познавательный потенциал, поскольку систематизация и структурирование научного знания позволят вскрыть особенности данного вида коррупции, не столь очевидные при первом приближении к его исследованию. Формирование системных знаний о коррупции в названной сфере имеет важное значение для выработки комплекса достаточных и научно обоснованных мер предупредительного воздействия. Purpose. In the article are considered the peculiarities of corruption in the sphere of education as an object of criminological cognition. For the first time, typology and classification of educational relations are realized through the prism of their corruptionrelated nature. Methodology: the author used dialectic method of cognition, as well as system-structural, formal-logical and other methods of scientific cognition. Conclusions. The key methodological significance in the knowledge of corruption in education's field is separation of two groups of relations: management of the education system and organization of educational activities. Named groups of relations are characterized by specific subject field of activity, subjects, and also purposes. Corruption relations in the management of the education system are characterized by features that are characteristic of corrupt relations in the sphere of state and municipal management in general. Specific features of corruption in education are manifested in relationships on the organization of educational activities, in particular in educational process, administrative activities and economic activities. Is proposed the author's classification and general characteristic of subjects of corruption in the sphere of education, types and kinds of corruption manifestations are distinguished according to various grounds and groups of attributes. Structuring of scientific knowledge about corruption in education is realized through the allocation and consideration of its possible manifestations depending on the type of educational organizations and their jurisdiction, measure of rights to conduct educational activities, depending on the nature of the powers used by the subjects of corruption, the quantitative subject composition, the nature of the gained advantages, etc. Scientific and practical significance. Classifications and typologies of corruption in education's field have a significant cognitive potential, since the systematization and structuring of scientific knowledge will make it possible to reveal characteristics of this type of corruption, not so obvious at the first approximation to its study. Formation of a system of knowledge of corruption in this area have an important meaning for developing a set of sufficient and scientifically valid preventive measures.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Юридическое образование и наука

Выпуск журнала: 6

Номера страниц: 7-17

ISSN журнала: 18131190

Место издания: Москва

Издатель: Общество с ограниченной ответственностью Издательская группа Юрист

Персоны

Вхождение в базы данных