Перевод названия: Speech genre of notation as a form of psychological influence within the family communication framework
Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2016
Ключевые слова: psychological influence, speech genre, discourse, communicative interaction, family communication, mother-child communication, психологическое воздействие, речевой жанр, нотация, речевые акты, дискурс, коммуникативное взаимодействие, семейное общение, общение матери с ребенком, "нотация" (notation) speech acts
Аннотация: В статье анализируется структура и воздействующий потенциал речевого жанра «нотация» в семейном общении. На основе предварительного изучения с опорой на данные метажанровых рефлексий информантов, лексической сочетаемости и синтаксической дистрибуции лексемы нотация формулируется гипотеза о существовании нотации как самостоятельной Показать полностьюжанровой формы. По результатам коммуникативно-дискурсивного анализа фрагмента реальной коммуникации родителя и ребенка делается вывод о присутствии речевого жанра (далее -РЖ)нотации в семейном общении, выявляются вербально объективируемые в рамках данной жанровой формы приемы психологического воздействия на потребностномотивационную, интеллектуально-познавательную и эмоционально-волевую сферы: когнитивное внедрение какой-либо значимой категории, создание образа альтернативного будущего, эмоциональное давление, вторжение в личное пространство, эмоциональная дестабилизация. Выявляются дискурсивные средства реализации данных приемов; некоторые из них являются одновременно жанрообразующими характеристиками нотации, на основании чего делается вывод о прототипичности нотации в ряду речевых форм осуществления психологического воздействия — в частности, в семейном общении. In the article below we are analizing the internal structure of the notation speech genre within Russian family communication and its persuasive power. on the basis of the lexical and syntactical distribution of the lexeme «нотация» (notation) and its popular definitions given by Russian informants we initially suggest the hypothesis about the autonomy of «нотация» (notation) as a speech genre in Russian communicative practice and list its differential features. Discourse analysis of a mother-child interaction detected in the large corpus of Russian mother-child communication recordings and identified as speech genre of «нотация» (notation) example has provided us with the information about the methods of psychological influence proper to the genre under discussion and its verbalization. we found out a rich variety of devices used by mother to exert the influence on her child, as well as cognitive representations and emotions. the following devices appear through the observed discursive interaction: relevant cognitive category intrusion, alternative future image construing, emotional pressing, personal social zone violation, emotional destabilization. the deduction that some discursive tools applied by adult in order to implement psychological influence devices have coincided with differential features of speech genre of «нотация» (notation) leads us to the conclusion about the typicalness of such speech form for psychological influence exerting.
Журнал: Вопросы психолингвистики
Выпуск журнала: № 1
Номера страниц: 140-151
ISSN журнала: 20775911
Место издания: Москва
Издатель: Образовательное частное учреждение высшего образования Московская международная академия