Revisiting Methodological Principles of Cultural-Semiotic Approach in Studying Art of Indigenous Peoples of the North, Siberia and the Far East

Описание

Перевод названия: К вопросу о методологических принципах культурно-семиотического подхода в изучении искусства индигенных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2014

Ключевые слова: cultural-semiotic approach, constructivism, culture, art of indigenous peoples, culture text, symbol, sign, ethnocultural value, cultural-semiotic construction, picture of the world, культурно-семиотический подход, конструктивизм, культура, искусство индигенных народов, культурный текст, символ, знак, этнокультурная ценность, культурно семиотический конструкт, картина мира

Аннотация: This article is devoted to the analysis of cultural-semiotic approach that is considered as one of the key principles in studying the art of indigenous peoples of the North, Siberia and the Far East. The author proposes systematization of the methodological principles of cultural- semiotic approach (understanding of culture as a stПоказать полностьюructure consisting of series of symbolic systems and cultural texts; symbol creation principle actualized in ?ctional dialogism; culture representativeness and symbolic interpretation of signs of culture and the concept of “value” as a key concept in semantic philosophy of art). On the basis of correlation of cultural-semiotic approach methodological principles and constructivism ideas, the de?nition of “art” is speci?ed. Art is understood as a cultural-semiotic construct that generates social meanings in the individual's and collective's consciousness and allows a human being to verify ideas about the world around us and, on a subconscious level, design his/her picture of the world. Статья посвящена анализу культурно-семиотического подхода, рассматриваемого в качестве одного из основных в изучении искусства индигенных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Предложена авторская систематизация методологических принципов культурно-семиотического подхода (понимание культуры как структуры, состоящей из ряда символических систем и культурных текстов; принцип символотворчества, актуализируемого в художественном диалогизме; репрезентативность культуры и символическая интерпретация знаков культуры; понятие «ценность» как одно из ключевых в концепции семантической философии искусства). На основе корреляции методологических принципов культурно-семиотического подхода и идей конструктивизма уточняется определение понятия «искусство». Искусство понимается как культурно-семиотический конструкт, порождающий социальные смыслы в индивидуальных и коллективных сознаниях и позволяющий осуществлять верификацию человеком представлений об окружающем мире и конструировать на подсознательном уровне свою картину мира.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки

Выпуск журнала: Т. 7, 8

Номера страниц: 1342-1357

ISSN журнала: 19971370

Место издания: Красноярск

Издатель: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Сибирский федеральный университет

Персоны

Вхождение в базы данных