Влияние геополитических факторов на становление образования

Описание

Перевод названия: The influence of geopolitical factors on the formation of education

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2015

Ключевые слова: geopolitical factors, multipolarity, bipolarity, universality, education, upbringing, геополитические факторы, многополярность, биполярность, вселенскость, образование, воспитание

Аннотация: В статье отмечается, что на современном этапе человечество столкнулось с системно-глобальным мегакризисом, который связан с тем, что человечество в своем развитии подошло к некой антропологической границе, когда оказались исчерпанными все прежние смыслы Homo sapiens. Указанная трансформация получает такое широкое распространение в Показать полностьюмире, что можно говорить о некой тенденции, угрожающей основам современной цивилизации. Не случайно, по мнению некоторых ученых, восстановление биполярности в начале нового тысячелетия связывают прежде всего с перспективами динамичного развития Азиатско-Тихоокеанского региона, точнее говоря, Китая. Грядущую биполярность сторонники данной концепции определяют как противостояние «цивилизационное», считая, что необходимо создать предсказуемый, справедливый и гуманный мир, а такое кардинальное изменение нынешнего мироустройства предполагает переход от однополярного мира к миру многополярному. Авторы полагают, что сегодня при геополитическом теоретизировании имеет смысл перенести акценты с глобальной картины (исследований миропорядка) на «средний уровень». Оптимальной единицей анализа мог бы стать регион как некая геополитическая, геокультурная и геоэкономическая целостность, демонстрирующая динамический момент в геополитическом анализе (трансграничный характер, изменчивость контуров, смена доминантных региональных держав, культурные, этнические и демографические трансформации). По нашему мнению, не лишены смысла и попытки регионального геополитического анализа Европы или постсоветского пространства. Идеология насильственной глобализации приводит к игнорированию уникального регионального опыта, имеющего вековые традиции. Однако региональный опыт устойчивого существования представляется наиболее интересным, поскольку а) он отслеживает реальную быстроменяющуюся жизнь; б) является доступным, потому что изложен не сухим научным языком, а формулируется на бытовом уровне; в) часто связан с важнейшим инстинктом самосохранения конкретных социальных единиц, то есть его значимость подтверждается на антропологическом уровне. Вместо вестернистского мира, в котором доминирующие позиции занимают основополагающие параметры западной рационалистической цивилизации, должна возникнуть новая цивилизация на началах органического сочетания единства и неделимости мирового сообщества, с одной стороны, диверсификации и плюрализма народов, культур, религий - с другой. В современном мире образование рассматривается не только как информационно-коммуникационное средство и механизм трансляции и распространения знаний, но и как социальный институт духовно-нравственного развития человека, как основа социализации личности, активного включения ее в различные сферы общественной жизни. The article notes that, at the present stage, the mankind is faced with a system-global mega-crisis, which is linked to the fact that mankind in its development has come to a kind of anthropological border, when all the old meanings of Homo sapiens have been exhausted. The indicated transformation becomes so widespread in the world that we can talk about a certain trend that threatens the foundations of modern civilization. According to some scholars, it is not by chance that the restoration of bipolarity in the beginning of new millennium is associated primarily with the prospects of dynamic development of the Asia-Pacific region, more precisely, China. The coming bipolarity is defined by the supporters of this concept as a "civilizational" opposition. They believe that it is necessary to create a predictable, fair and humane world; and such a radical change in the current world order involves a transition from a unipolar to a multipolar world. The authors believe that today, in the geopolitical theorizing it makes sense to shift the focus from the global picture (of the research of world order) to the "middle level". An optimal unit of analysis can be a region as a kind of geopolitical, geo-economic and geo-cultural integrity, demonstrating a dynamic moment in the geopolitical analysis (the cross-border nature, variability of contours, change of the dominant regional power, cultural, ethnic and demographic transformation). In our opinion, the attempts of regional geopolitical analysis of Europe or the former Soviet Union are also not without meaning. The ideology of forcible globalization leads to the neglect of unique regional experience having centuries-old traditions. However, the regional experience of sustainable existence appears the most interesting, because a) it traces the rapidly changing real life; b) it is accessible, because it is not presented by a dry scientific language, but is formulated on the everyday common level; c) it is often associated with the most important instinct of self-preservation of specific social units, that is, its importance is confirmed on the anthropological level. Instead of a Western-type world in which the dominant positions are occupied by the ground-laying parameters of the Western rationalist civilization, there should arise a new civilization on the basis of organic combination of unity and indivisibility of the international community, on one hand, and the diversification and diversity of peoples, cultures, religions, on the other. In today's world, education is seen not only as an information-communication tool and a mechanism of translation and dissemination of knowledge, but also as a social institution of spiritual-moral development of the individual as the basis of socialization of personality, its active inclusion into various spheres of social life.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Философия образования

Выпуск журнала: 1

Номера страниц: 14-25

ISSN журнала: 18110916

Место издания: Новосибирск

Издатель: Федеральное государственное унитарное предприятие Издательство Сибирского отделения Российской академии наук

Персоны

Вхождение в базы данных