Результаты исследования влияния доливов на кинематическую вязкость моторных масел различной базовой основы : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2020

Ключевые слова: kinematic viscosity, density viscosity coefficient, thermal oxidation stability of engine oil, light stream absorption coefficient, oil filling-up, кинематическая вязкость, коэффициент относительной вязкости, термоокислительная стабильность моторного масла, коэффициент поглощения светового потока, доливы

Аннотация: К основным требованиям, предъявляемым к моторным маслам, в числе прочих относят высокие противоизносные свойства и пологость вязкостно-температурной характеристики, которые, в свою очередь, зависят от вязкости смазочного материала. На вязкость моторных масел в значительной степени оказывает влияние температура. Также вязкость зависит от углеводородного состава и глубины очистки масляных фракций, наличия в масле вязкостных присадок и объема доливаемого товарного масла к общему объему смазочного материала в системе смазки двигателя. Однако степень влияния доливов, необходимость которых вызвана снижением уровня моторного масла в картере вследствие его угара и негерметичности масляной системы, изучена недостаточно. Таким образом, целью настоящих экспериментальных исследований является определение влияния доливов на кинематическую вязкость минеральных (М-10Г2К, Лукойл Стандарт 10w-40 SF/CC), частично синтетических (Лукойл Супер 10w-40 SG/CD) и синтетических (Castrol Magnatec 5w-40 SL/CF, Лукойл Синтетик 5w-40 SL/CF, Mannol Elite 5w-40 SL/CF) моторных масел в процессе их окисления посредством метода контроля вязкостных свойств смазочного материала, включающего испытание пробы моторного масла на приборе для термоокисления в два этапа: без доливов и с доливами товарного масла. Каждые 8 ч. испытания фиксировалась масса испарившегося масла и снимались показания фотометрического устройства и малообъемного вискозиметра. В случае испытания с доливами проба доливалась товарным маслом до первоначальной массы перед каждым последующим восьмичасовым испытанием. В работе представлены результаты исследования влияния доливов на кинематическую вязкость моторных масел различной базовой основы в интервале температур от 160 до 180 °С. Предложен метод контроля вязкостных свойств смазочного материала, позволяющий количественно оценить изменение кинематической вязкости масла в результате его окисления и под влиянием доливов. Установлено, что степень влияния доливов на кинематическую вязкость масла зависит от температуры испытания и природы базовой основы смазочного материала. High antiwear properties and flatness of the viscosity-temperature characteristic are one of the main requirements for engine oils, which depend on the viscosity of the lubricant. The viscosity of engine oils is greatly influenced by temperature. Also, the viscosity depends on the hydrocarbon composition and the depth of purification of oil fractions, the presence of viscous additives and the volume of new oil filling-up to the total volume of lubricant in the engine lubrication system. The need for oil filling-up is explained by decrease in engine oil level due to its waste and leaks in the engine lubrication system. However, the influence degree of oil filling-up on engine oils viscosity of has not been studied enough. Thus, the purpose of this research was to determine the filling-up influence on the kinematic viscosity of mineral (M-10G2K, Lukoil Standard 10w-40 SF/CC), semi-synthetic (Lukoil Super 10w-40 SG / CD) and synthetic (Castrol Magnatec 5w-40 SL/CF, Lukoil Synthetic 5w-40 SL/CF, Mannol Elite 5w-40 SL/CF) engine oils during their oxidation. The research methodology included testing a sample of engine oil on a device for thermal oxidation in two stages: without filling-up and with filling-up of new oil. Every 8 hours of testing, the mass of the evaporated oil was recorded and instruments readings were taken from photometric device and low-volume viscometer. In the case of the filling-up test, the sample was filled with new oil to its original weight before each subsequent eight-hour test. Research results of oil filling-up influence on the kinematic viscosity of various bases engine oils, that were tested in the temperature range from 160 to 180 ° С. A method for monitoring the viscosity properties of a lubricant has been proposed, which makes it possible to quantify the change in the kinematic viscosity of the oil as a result of its oxidation and under the influence of oil filling-up. It was found that the degree of oil filling-up influence on the kinematic viscosity depends on the test temperature and the nature of the lubricant base.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Южно-Сибирский научный вестник

Выпуск журнала: 5

Номера страниц: 47-53

ISSN журнала: 23041943

Место издания: Бийск

Издатель: Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, Институт проблем химико-энергетических технологий СО РАН, Общество с ограниченной ответственностью "Малое инновационное предприятие "Политех", ООО "Центр ультразвуковых технологий"

Персоны

  • Агровиченко Дарья Валентиновна (Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет», Институт нефти и газа)
  • Ковальский Болеслав Иванович (Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет», Институт нефти и газа)
  • Безбородов Юрий Николаевич (Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет», Институт нефти и газа)

Вхождение в базы данных