МЕХАНИЗМЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В РЕЛИГИОЗНОМ ЭКСТРЕМИЗМЕ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2020

Идентификатор DOI: 10.37482/2227-6564-V054

Ключевые слова: социальная реальность, религиозный экстремизм, П. Бергер, экстремистская идеология, social reality, religious extremism, Peter Berger, extremist ideology

Аннотация: В статье исследуется конструирование социальной реальности в религиозном экстремизме. Повседневная жизнь экстремистов рассматривается как альтернативная социальная реальность, которая противопоставляется объективной реальности и позиционируется единственно истинной. Методология работы основывается на феноменологической теории П. БеПоказать полностьюргера о конструировании мира множеством трансцендентальных субъектов. Повседневность экстремистов регулируется установленным в экстремистском сообществе социальным порядком, обеспечивающимся специфическими установками, преференциями, конвенциями, ценностями и социальным базисом знаний, которые содержатся в их идеологии. Важным научным результатом исследования является характеристика механизмов социального конструирования применительно к экстремистскому мировоззрению. Когнитивные искажения, утверждение личной значимости способствуют положительному восприятию положений идеологии и активному участию в экстремистской деятельности, а бинарная оппозиция «свои - чужие» - поляризации взглядов, ограничению внешних контактов и формированию положительного образа своих (при игнорировании их негативных качеств) и гиперболизации негативных качеств чужих. Идеализация истории и героитизация отдельных участников порождают ложные представления о справедливости, возможности создания идеального государственного устройства и мотивируют экстремистов на совершение противоправных действий, в т. ч. с использованием насилия. Модели мышления корректируются в соответствии с идеологией, посредством социальных действий и ритуальных практик конструируются новые паттерны поведения. Противоправному характеру экстремистской деятельности придается статус исполнения воли высших сил, священного долга по установлению всеобщего блага и борьбы с мировым злом. Указанные механизмы свойственны различным видам экстремизма (национального, политического). Религия выступает усиливающим идеологическое содержание элементом, позволяющим экстремистским сообществам проецировать предельные смыслы в объективную реальность, наделяя ее заданным смыслом. This paper studies the social construction of reality in religious extremism. The daily life of extremists is viewed here as an alternative social reality, which is opposed to objective reality and portrayed by the ideologists as the only right one. The methodology of the research is based on Peter Berger’s phenomenological theory of world construction by numerous transcendental subjects. The daily life of extremists is regulated by the social order established in the extremist community, which is ensured by specific attitudes, preferences, conventions, values, and knowledge systems that are contained in their ideology. An important result of the study is the characterization of the social construction mechanisms according to the extremist worldview. Cognitive biases and assertion of personal significance contribute to a positive perception of the ideology and an active participation in extremist activities, while the “Us vs Them” opposition leads to the polarization of views and fewer external contacts, as well as forms a positive image of “Us” while ignoring their negative qualities and hyperbolizing the negative qualities of “Them”. The idealization of history and the heroization of individual participants in this movement form false notions of justice and of the possibility of creating an ideal state system, thereby motivating extremists to commit unlawful acts, including violent ones. Thinking models are adjusted to conform to the ideology, new patterns of behaviour are established through social actions and ritual practices. Illegal extremist activity is presented as following the will of the higher forces, thus acquiring the status of a sacred duty to establish the common good and fight against the universal evil. These mechanisms are characteristic of various types of extremism (national, political). Religion acts as an element reinforcing ideological content and allowing extremist communities to project ultimate meanings onto objective reality, endowing it with a given meaning.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки

Выпуск журнала: 5

Номера страниц: 106-113

ISSN журнала: 22276564

Место издания: Архангельск

Издатель: Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова

Персоны

Вхождение в базы данных