Цифровая образовательная среда в условиях пандемии: интенции студенческой аудитории : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2020

Идентификатор DOI: 10.15372/PEMW20200314

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, дистанционное обучение, студенческая молодежь, интенции сознания, digital educational environment, distance learning, student youth, consciousness intentions

Аннотация: Проблематика исследования связана с общим кризисом парадигмы высшего образования, с дезинтеграцией внешних факторов и внутреннего идеального прообраза высокоорганизованной структуры образования. Целью статьи является выявление интенций сознания студенческой аудитории в области самореализации, образования и карьеры, которые в периодПоказать полностьюпандемии объективизировались в силу радикального функционального разворота сферы образования в сторону дистанционной цифровой среды. Новые условия детерминировали процессы кристаллизации явных и неявных потребностей, тенденций и проблем во многих сферах общественной деятельности, и в особенности в области цифровизации высшего образования. Интенциональность общественного и личностного сознания сегодня становится многогранным пластом, исследования которого призваны материализовать потребности и стремления новых поколений в сфере самореализации. Методологической основой исследования являются актуальные концепции цифрового общества и цифровой образовательной среды, а также теории информационного общества. Методика исследования: анкетирование студентов очной формы обучения программ бакалавриата и магистратуры в период дистанционного обучения. В соответствии с целью выявления интенций учащейся молодежи, внешние и скрытые смыслы которых были акцентированы и объективизированы в этот период, в задачи анкетирования были включены: 1) определение уровня эффективности дистанционного обучения с точки зрения субъекта учебного процесса (студенческой аудитории); 2) выявление сущностных и сопутствующих проблем онлайн-обучения; 3) выявление потребностей, ожиданий и стремлений обучающейся молодежи в сфере самореализации, непрерывного и международного образования, карьеры. Результаты исследования демонстрируют неудовлетворенность половины студенческой молодежи дистанционным форматом обучения. Проблемы связаны с увеличением объема самостоятельной работы, с дефицитом пользовательских компетенций, с недостатком методического сопровождения и ориентации в повышенном потоке поступающей информации, с психоэмоциональными перегрузками в силу непривычного образа жизни и обучения, со снижением мотивации к обучению. Наряду с этим студенты первых и вторых курсов проявляют стремление к образованию в целом; заинтересованность в освоении дополнительных знаний и навыков, в международных контактах в процессе обучения; готовность к самореализации и получению нового социокультурного опыта. The research problematics relates to the general crisis of the higher education paradigm, disintegration of external factors and the internal ideal prototype of the education highly organized structure. The article objective is to identify the student audience’s consciousness intentions in the field of self-realization, education and career objectified during the pandemia due to the radical functional turn of the education sphere towards the remote digital environment. The new conditions determine the processes of crystallization of explicit and implicit needs, trends and problems in many areas of public activity, and especially in the field of digitalization of higher education. The social and personal consciousness intentionality becomes nowadays a multi-faceted layer, which research aims to materialize the needs and aspirations of new generations in the self-realization sphere. The research methodological basis is the current concepts of the digital society and digital educational environment, as well as the information society theory. The study methodology is surveying full-time students of bachelor’s and master’s programs during distance learning. According to objective to identify the student intentions, which external and hidden meanings are emphasized and objectified at this period, the surveying tasks are the following: 1) determining the effectiveness level of distance learning from the view point of the subject of educational process (student audience); 2) identifying the essential and related problems of online learning; 3) revealing the needs, expectations and aspirations of young people in the self-realization, continuing and international education, career sphere. The study results show that half of the students are dissatisfied with the distance learning format. Problems are associated with rising the volume of independent work, deficit of user competencies, lack of methodological support and orientation in incoming information flow growth, psycho-emotional overloads due to an unusual lifestyle and training, and decrease in motivation to learn. Along with this, first-and second-year students demonstrate a desire for education in general; interest in learning additional knowledge and skills, international contacts in the training process; readiness for self-realization and obtaining a new socio-cultural experience.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Профессиональное образование в современном мире

Выпуск журнала: Т. 10, 3

Номера страниц: 4041-4052

ISSN журнала: 22241841

Место издания: Новосибирск

Издатель: Новосибирский государственный аграрный университет

Персоны

  • Набокова Л.С. (Сибирский федеральный университет)
  • Рогачева Ю.С. (Сибирский федеральный университет)

Вхождение в базы данных