ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ИЗМЕНЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2020

Идентификатор DOI: 10.15372/PHE20200301

Ключевые слова: human capital, digital educational technologies, educational interaction, traditional learning, learner, digital interaction, digital longevity, management education, Artificial Intelligence (AI), человеческий капитал, цифровые образовательные технологии, образовательное взаимодействие, традиционное обучение, обучаемый, обучающийся, цифровое отношение (digital interaction), цифровое долгожительство (digital longevity), менеджмент образования (management education), искусственный интеллект (artificial intelligence) (AI или ИИ)

Аннотация: Введение. Развитие искусственного интеллекта и расширение его «функционального поля» во всех сферах общественной жизнедеятельности являются одним из важнейших трендов. Государственная политика ориентирована на предоставление цифровым технологиям исключительных прерогатив и преференций в изменении образовательного пространства. ИсслПоказать полностьюедование направлено на выявление правомерности предоставления цифровым образовательным технологиям расширенного функционала в аспекте соотнесенности этого процесса с изменениями формирования человеческого капитала, которые происходят под их влиянием в образовании. Методология и методика исследования. Методологически работа базируется на функциональном анализе изменений современных образовательных систем, теориях человеческого капитала зарубежных и отечественных авторов. Также привлечены статистические материалы, полученные авторами в результате пилотных исследований по означенным во введении проблемам. Результаты исследования. Рассмотрено прямое и косвенное воздействие цифровых образовательных технологий на изменение человеческого капитала в образовании. Человеческий капитал представлен как совокупность субъектов образовательных взаимодействий, основным среди которых являются индивиды (обучающие и обучаемые), семья, гражданское общество и государство. В структуру человеческого капитала образовательных систем также включена сеть взаимоотношений между этими субъектами, то есть их социальный капитал. Искусственный интеллект в его объеме сознательно ограничен цифровыми образовательными технологиями, а объем объектов их влияния - студентами младших курсов высшей школы. На основе проведенного теоретического и прикладного анализа установлено, что процесс трансформации образовательного взаимодействия радикально изменяется под влиянием digital-устройств за счет расширения их «функционального поля». Человеческий капитал трансформируется в результате интенсификации применения цифровых технологий в сторону формирования новых смысловых и ценностных ориентиров как со стороны обучаемых, так и со стороны обучающих. Заключение. Основными векторами начинающихся изменений авторы считают радикальное изменение у поколения «Z» представлений о таком кейсе, как «традиционное обучение»; увеличение самостоятельности (ответственности) в выборе будущего вектора своего развития; необходимость качественной профориентации со стороны школы и государственных профориентационных структур. Introduction. Today the development of artificial intelligence and the expansion of its «functional field» in all spheres of social life are one of the most important trends. State policy is focused on providing technology with exclusive prerogatives and preferences in changing the educational space. This study is aimed at identifying the legitimacy of providing digital educational technologies with such extended functionality, firstly, and the relevance of this process to those changes in the human capital of educational systems that occur under their influence, and secondly. Methodology and methods of the research. Methodologically, the work is based on a functional analysis of changes in modern educational systems, theories of human capital by foreign and domestic authors. Also involved are statistical materials obtained by the authors as a result of pilot studies on the problems identified in the introduction. The results of the research. The direct and indirect impact of digital educational technologies on the change in the human capital of educational systems is considered. Human capital itself is presented as a set of subjects of educational interactions, the main among which are individuals (educators and learners), family, civil society and the state. The structure of the human capital of educational systems also includes a network of relationships between these subjects, that is, their social capital. Artificial intelligence in its volume is deliberately limited by digital educational technologies, and the volume of objects of their influence by junior students of higher education. On the basis of the conducted theoretical and applied analysis, it has been established that the process of transformation of educational interaction changes radically under the influence of digital devices and the expansion of their «functional field». Human capital also changes as a result of the intensification of the use of digital technologies towards the formation of new semantic and value orientations both on the part of the trainees and on the part of the trainers. Conclusion. The authors consider the main vectors of incipient changes to be a radical change in generation «Z» ideas about such a case as «traditional education», an increase in independence (responsibility) in choosing the future vector of its development; the need for better quality vocational guidance from the school and state vocational guidance structures.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Философия образования

Выпуск журнала: Т. 20, 3

Номера страниц: 5-20

ISSN журнала: 18110916

Место издания: Новосибирск

Издатель: Новосибирский государственный педагогический университет, Институт философии и права СО РАН

Персоны

  • Черных Сергей Иванович (Новосибирский государственный аграрный университет)
  • Борисенко Ирина Геннадьевна (Сибирский федеральный университет)

Вхождение в базы данных