Принципы формирования «идеального государства» в религиозном экстремизме: новый социальный порядок : научное издание

Описание

Перевод названия: Principles of forming an "ideal state" in religious extremism: a new social order

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2019

Ключевые слова: религия, религиозный экстремизм, религиозная экстремистская деятельность, критерии экстремизма, модель социальной политики, religion, religious extremism, religious extremist activity, criteria of extremism, model of social policy

Аннотация: Религиозный экстремизм рассматривается в качестве организованной социальной деятельности людей, объединенных религиозно-политической идеологией и совершающих действия, направленные на изменение сложившегося социально-политического устройства. Целью работы является выявление принципов конструирования религиозными экстремистскими оргПоказать полностьюанизациями моделей социального устройства идеального государства. Религиозные экстремистские организации исследуются в рамках структурного функционализма. Подходами когнитивного религиоведения объясняется происхождение экстремистских идей. Осуществляется структурный анализ разработанных социальных моделей будущих государств. Демонстрируются попытки реализации основных положений экстремистской идеологии в социальной реальности. В соответствии со спецификой деятельности экстремистских организаций осуществляется трансформация естественных свойств религиозного сознания и преобразуется религиозная традиция. Религиозность позволяет противоправным действиям придавать статус «святости». При этом организации позиционируют свою деятельность как возрождение и сохранение первоначального вероучения. Разрабатываются идеологии, которые включают аксиологические и этические положения, мировоззренческие установки и специфические модели социальных отношений. Они претендуют на статус социально-философских концепций, включают когнитивные, социальные, политические, национально-культурные, правовые и религиозные компоненты. На основе их положений конструируются модели политического режима и социальной политики, подкрепляемые мифологизированными историческими событиями и эсхатологическими ощущениями. Основными принципами социальной политики провозглашаются справедливость и всеобщее равенство. Экстремистские организации отмечают, что осуществляют свою деятельность на их основе. Однако данная социально-политическая модель является утопией и не может быть реализована. Основной причиной выступает наличие структурной иерархии, при которой руководство преследует политические цели и собственные интересы. При этом рядовые участники, являясь убежденными в истинности религиозных предписаний и требований своих духовных лидеров, не отделяют вероучение от идеологии. В итоге они совершают противоправные действия, позиционируемые руководством исполнением религиозных предписаний. Разграничение религиозной традиции и идеологии, характеристика порядка конструирования и практик реализации идеального государства позволяет оптимизировать меры противодействия религиозному экстремизму. Religious extremism is considered as an organized social activity of people united by religious and political ideology and performing actions aimed at changing the established socio-political structure. The purpose of the work is to identify the principles of construction by religious extremist organizations of models of the social structure of the ideal state. Religious extremist organizations are investigated within the framework of structural functionalism. The approaches of cognitive religious studies explain the origin of extremist ideas. The structural analysis of the developed social models of future states is carried out. Attempts to implement the main provisions of extremist ideology in social reality are demonstrated. In accordance with the specifics of the activities of extremist organizations, the transformation of the natural properties of religious consciousness is carried out and the religious tradition is transformed. Religiosity allows illegal actions to give the status of "Holiness". At the same time, the organizations position their activities as the revival and preservation of the original creed. Ideologies are developed that include axiological and ethical positions, worldview attitudes and specific models of social relations. They claim the status of socio-philosophical concepts, include cognitive, social, political, national-cultural, legal and religious components. On the basis of their provisions, models of political regime and social policy are constructed, supported by mythologized historical events and eschatological sensations. Justice and universal equality are the basic principles of social policy. Extremist organizations note that they carry out their activities on their basis. However, this sociopolitical model is a utopia and cannot be implemented. The main reason is the existence of a structural hierarchy in which the leadership pursues political goals and their own interests. At the same time, ordinary participants, being convinced of the truth of religious prescriptions and requirements of their spiritual leaders, do not separate the doctrine from the ideology. As a result, they commit illegal actions, positioned by the leadership of the execution of religious prescriptions. The distinction between religious tradition and ideology, the characterization of the order of construction and implementation of the ideal state allows you to optimize measures to counter religious extremism.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Вестник Вятского государственного университета

Выпуск журнала: 3

Номера страниц: 36-44

ISSN журнала: 25417606

Место издания: Киров

Издатель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Вятский государственный университет"

Персоны

Вхождение в базы данных