Исторический опыт учебно-воспитательных практик для детей беженцев Первой мировой войны (на примере Енисейской губернии Российской империи) : научное издание

Описание

Перевод названия: The Historical Experience of Educational Practices for Children of Refugees of the First World War (on the Example of the Yenisei Province of the Russian Empire)

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2019

Ключевые слова: organizational and pedagogical conditions, sociocultural adaptation, world War I, REFUGEE children, Committee for Aid to Refugees, school section, организационно-педагогические условия, социокультурная адаптация, первая мировая война, дети-беженцы, Комитет помощи беженцам, школьная секция

Аннотация: Обобщен опыт реализации организационно-педагогических условий социокультурной адаптации детей беженцев Первой мировой войны в одном из мигрантоемких регионов Российской империи - Енисейской губернии (в настоящее время - Красноярский край). Анализ ограничен имперским периодом Первой мировой войны, июль 1914 - февраль 1917 гг., в рамПоказать полностьюках которого определены основные направления в организации обучения и воспитания беженцев в возрасте 7-14 лет. С опорой на достижения современной историографии, комплекс исторических источников (нормативно-правовые акты, делопроизводственные материалы, периодическую печать), методы общенаучного и конкретно-исторического исследования раскрыта региональная специфика реальных образовательно-адаптационных практик в отношении несовершеннолетних беженцев в годы Первой мировой войны. Делается вывод о вкладе региональных общественных организаций в дело предоставления возможности получить и продолжить образование, преодолеть проблемы психологического и поведенческого характера несовершеннолетним беженцам. Наряду с этим отмечено, что неблагоприятные тенденции проявились с кадровым обеспечением учебных заведений. Экономические трудности военного времени и разногласия с губернской и городской администрациями по организационным и финансовым вопросам негативно отразились на устойчивости работы общественных организаций, вынужденных сократить или вовсе прекратить свою деятельность. Незначительный масштаб улучшений положения детей беженцев не дает возможности оценивать эти тенденции как устойчивые, но в то же время представляет собой первый опыт решения неотложных материальных и духовных потребностей беженцев. The experience of the implementation of the organizational and pedagogical conditions of the sociocultural adaptation of the children of the First World War refugees in one of the migrant regions of the Russian Empire, the Yenisei province (now the Krasnoyarsk Territory), is summarized. The analysis is limited to the imperial period of the First World War, July 1914 - February 1917, within the framework of which the main directions in the organization of training and education of refugees aged 7-14 years were determined. Based on the achievements of modern historiography, a complex of historical sources (regulations, office materials, periodicals), methods of general scientific and historical research revealed regional specifics of real educational and adaptation practices in relation to juvenile refugees during the First World War. The conclusion is made about the contribution of regional public organizations to the provision of opportunities to receive and continue education, to overcome the psychological and behavioral problems of minor refugees. Along with this, it was noted that unfavorable trends were manifested with the staffing of educational institutions. Economic difficulties of wartime and disagreements with the provincial and city administrations on organizational and financial issues had a negative impact on the sustainability of the work of public organizations that were forced to reduce or completely cease their activities. The insignificant scale of improvements in the situation of refugee children does not make it possible to assess these trends as sustainable, but at the same time represents the first experience in addressing the urgent material and spiritual needs of refugees.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Былые годы. Российский исторический журнал

Выпуск журнала: Т. 3, 53

Номера страниц: 1394-1403

ISSN журнала: 20739745

Место издания: Сочи

Издатель: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сочинский государственный университет"

Персоны

Вхождение в базы данных