Этосы образования и модернизация российского общества : научное издание

Описание

Перевод названия: Ethoses of education and the modernization of the Russian society

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2018

Идентификатор DOI: 10.21684/2587-8484-2018-2-4-70-80

Ключевые слова: ethos of education, autopoiesis, educational environment, CLASSICAL education, модернизация образования, образование как социальный ресурс, кризис образования, этосы образования, аутопойезис, образовательная среда, классическое образование

Аннотация: В статье предпринята попытка анализа образования как социального ресурса воспроизводства российского общества в условиях его модернизации в начале XXI в. По мнению авторов, эти возможности содержатся в образовательной среде, и прежде всего в таком ее компоненте, как образовательный этос. В статье различаются понятия «образовательноПоказать полностьюе пространство» и «пространство обучения». В пространстве обучения молодой человек получает необходимые для жизни знания. В образовательной среде молодой человек формируется как участник воспроизводства общества, т. е. как социальный актор. Проблема современного образования состоит в том, что существующие практики и методы обучения не направлены в достаточной мере на воспроизводство акторов, отвечающих требованиям модернизации российского общества. Современный этап модернизации общества (а образование является важнейшей его подсистемой) выдвигает новые требования к механизму воспроизводства образовательной среды, который в статье обозначается как аутопойезис образования. Цель статьи - показать возможности повышения эффективности образования как аутопойетической системы. Эти возможности авторы видят в структуре этоса образования. В работе исследуется феномен и характерные признаки этоса образования. Этос образования на основе социально-онтологического подхода трактуется как система этико-онтологических отношений, которые обеспечивают вовлечение молодых людей в процессы образовательного аутопойезиса в качестве его акторов. This article analyzes education as productive resources of the Russian society in the modernization conditions in the early 2000s. The authors believe that these resources lie mainly in the educational sphere, precisely, in the educational ethos. Thus, this article studies educational space as a sphere of creative challenges and opportunities for young people in the modernizing Russian society. The authors differentiate the terms “educational space” and “learning space”. In the educational space, a young person acquires knowledge necessary for his or her life. In the learning space, a young person is formed as a participant of society reproduction - a social actor. However, the authors believe that the existing practices and learning methods are insufficiently oriented at the reproduction of actors conforming to the requirements of social modernization. The modernization sets new demands to the reproduction mechanism of the educational medium - autopoiesis, which is the society's ability to reproduce its own basic components, thus generating and reproducing another society. This article aims to demonstrate the possibilities for improving educational efficiency as an autopoiesis system. These possibilities lie in the structure of educational ethos, studied in detail (i. e. its phenomenon and peculiar features) in this work. The authors interpret educational ethos as a system of ethical and ontological relations, which involve the young people into the processes of educational autopoiesis as actors.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Siberian Socium

Выпуск журнала: Т. 2, 4

Номера страниц: 70-80

ISSN журнала: 25878484

Место издания: Тюмень

Издатель: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет»

Персоны

Вхождение в базы данных