Специфика языков самодийской группы, включая ненецкий и энецкий языки : научное издание

Описание

Перевод названия: Specific aspects of the samoyedic languages, including the nenets and enets languages

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2018

Идентификатор DOI: 10.31804/2542-1816-2018-2-4-62-82

Ключевые слова: linguoculturology, Samoyedic languages, Nenets language, Enets language, concept, deer, лингвокультурология, самодийские языки, ненецкий язык, энецкий язык, концепт, олень

Аннотация: Цель настоящей статьи - проанализировать лингвокультурологические особенности двух самодийских языков - ненецкого и энецкого. Больше половины самодийских языков являются мертвыми, ныне существующим также грозит опасность исчезновения, они уходят из обихода коренных малочисленных народов. Ненцы на начало XXI в. являются единственнымПоказать полностьюсамодийским народом в Красноярском крае, больше половины численности которого свободно владеет родным языком. В качестве материала для анализа лингвокультуро-логических особенностей ненецкого языка взяты два текста эпических песен судбабц: «Евако-He-Ӈaцeкы» («Девочка-сиротка»), «Няхар"-Нохо» («Три-Нохо»), - и один текст эпической песни ярабц - «Си"ив-Пяль-си"-Нябако» («Сестра-семи-Пялься»). В качестве материала для анализа лингвокультурологических особенностей энецкого языка привлечены энецкие мифы и легенды на двух диалектах - бай («Дёа» (1), «Дёа» (2), «Дёа» (5), «Дёа» (6), «Дёа накую Инак» («Дёа и Инак»), «Морэо») и маду («Çизи пэбэсо» («Два брата»). Проведенный анализ ненецких и энецких текстов, направленный на изучение наиболее важных концептов данных самодийских языков, позволил обнаружить, что наиболее важными для обоих языков являются концепты «чум», «олень» и «семья». В обоих языках чумы и олени служат маркерами достатка, они составляют основу жизни обоих этносов. Олень для ненцев и энцев - это еда; это средство передвижения; одежда и др. Оленей ненцы диффиренцируют по возрасту, по полу, по цвету; энцы - по возрасту, по репродуктивным функциям и др. Семья является одной из важнейших ценностей в картинах мира обоих народов. Важную разницу в области лингвокультурологических особенностей самодийских языков можно обнаружить в том, что если в ненецком значимым является концепт «земля», то в энецком - «река». Земля является ценной прежде всего в связи с оленеводством, с перекочевками по бескрайним просторам, оленеводство является наиболее важным из традиционных видов деятельности ненцев. Важность реки в концептосфере энцев обусловливает значимость таких занятий, как рыбалка и охота, поскольку энцами в некоторых случаях рыбалка воспринимается как охота, но только на рыб. Также река связана с возможностью перемещений на длинные расстояния, что в картине мира ненцев возможно только с помощью оленей. То есть для обоих народов кочевой образ жизни является одной из важнейших составляющих культуры, но у ненцев он связан исключительно с оленеводством, у энцев - с оленеводством, рыбалкой и охотой. The purpose of this article is to analyze the linguoculturological attributes of the two Samoyedic languages - Nenets and Enets. More than half of the Samoyedic languages are extinct, those existing today are considered to be endangered as indigenous small-numbered peoples use them more and more rarely. As of the beginning of the 21st century, the Nenets are the only Samoyedic ethnic group of Krasnoyarsk Territory where it is estimated that more than half of them are fluent in their native language. The two texts of the following epic songs called «sudbabc» are taken as materials for the analysis of the linguoculturological attributes of the Nenets language: «Evako-Ne-Natseky» («The Orphan Girl»), «Nyakhar-Nokho» («Tri-Nokho»). And one text is extracted from the epic song «jarabc» - «Si iv-Pyalsi Nyabako» («The Sister-semi-Pyalsya»). And for the analysis of the linguoculturological attributes of the Enets language we use Enets myths and legends in two dialects as follows: bai («Dyoa» (1), «Dyoa» (2), «Dyoa» (5), «Dyoa» (6), «Dyoa nakuyu Inak» («Dyoa and Inak»), «Moreo») and madu («Sizi pebeso» («The Two Brothers»)). The conducted analysis of the Nenets and Enets texts aimed at studying the most important concepts of these Samoyedic languages allowed us to understand that such concepts as «chum», «deer» and «family» are most important for both languages. In both languages, «deer» and «chum» are markers of prosperity, they form the basis of both ethnoses' life. According to the Nenets and Enets, the deer are food, clothes, a means of transport, etc. The deer are differentiated by the Nenets and Enets according to their age, sex, color, reproductive function, etc. Family is one of the most important values in both peoples' world views. An important difference in the linguoculturological attributes of the Samoyedic languages may be found in the fact that the concept «land» in Nenets is as valuable as «river» in Enets. Land is particularly important in the context of reindeer herding and migrations across wide open spaces; reindeer herding is the most important traditional activity for the Nenets. In the Enets' conceptual view, river is important as a source of such activities as fishing and hunting since in certain cases fishing is considered by the Enets as fish hunting. Also, river is associated with an opportunity for long-distance movements, which, in the Nenets' world view, is possible only by using the deer. Therefore, the nomadic way of life is one of the most important components for both cultures, only for the Enets it is connected with reindeer herding, fishing and hunting, whereas for the Nenets exclusively with reindeer herding

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Сибирский антропологический журнал

Выпуск журнала: Т. 2, 4

Номера страниц: 62-82

ISSN журнала: 25421816

Место издания: Красноярск

Издатель: Красноярская региональная общественная организация "Содружество просветителей Красноярья"

Персоны

Вхождение в базы данных