Глобальный мир как единая аксиологическая система: проблемы и перспективы

Описание

Перевод названия: Global world as a single axiological system: problems and prospects

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2015

Идентификатор DOI: 10.15372/PHE20150301

Ключевые слова: global world, principles of integrated development of civilization, a single axiological system, axiological aspect of globalization, history, глобальный мир, принципы цивилизационного интегрированного развития, единая аксиологическая система, аксиологический аспект глобализации, история

Аннотация: В статье рассматривается глобальный мир как аксиологическая система. При этом указывается, что следует учитывать наличие предела оптимизации функционального единства, так как при всей множественности вариаций обмена и распределения продуктов труда между социальными группами их количество всегда конечно, а потому потенциал оптимизацПоказать полностьюии их комбинаций исчерпаем. Качественное преобразование самого множества социальных групп знаменует собой переход от одного типа функционирования к другому, а их последовательность воплощается в процесс чередования организационных эпох, каждая из которых формирует динамику развития своей системы разделения труда. Проблема становления единой аксиологической системы обостряется вследствие неадекватности западной модели глобализации потребностям выживания современного человечества. Его современное состояние можно определить как «цивилизованный» слом или особого типа переходное состояние, где жестко сопряжены относительно новые и весьма опасные процессы: экологический, демографический, антропологический, социально-политический, финансово-экономический, этический, религиозный и другие кризисы. Аксиологический аспект глобализации обнаруживается в том, что одной из устойчивых «сквозных» потребностей, обнаруживаемых во всех известных нам человеческих обществах, является потребность предвидения и предсказания будущего. Она порождается спецификой предметно-практической деятельности, связанной с планированием и проектированием как проявлениями целеполагания. Для того чтобы знание прошлого могло служить основанием для предвидения будущего, необходимо располагать особыми познавательными структурами, то есть специальным логическим механизмом, гарантирующим правильность переноса информации о прошлом, которого уже нет, на будущее, которого еще нет. Аксиологический аспект современного глобального мира обусловлен тем, что в нашем историческом сознании идея человечества становится конкретной и зримой только в действительной истории, в ее целостности. Здесь эта идея становится прибежищем в тех истоках, откуда к нам приходит подлинный масштаб, когда мы оказываемся беспомощными, потерянными перед лицом катастрофы, уничтожения всех защищавших раньше привычек мышления. Аксиологическое единство глобального мира детерминировано общим ходом развития всех народов, вовлеченных в движение истории, поскольку существуют единые тенденции к росту и прогрессу, хотя в отдельные периоды истории развитие может замедляться. The article considers the global world as an axiological system. The necessity is indicated of taking into account the fact that the functional unity has a limit of optimization, since with all the manifoldness of variants of the exchange and distribution of the products of labor between social groups, their number is always finite and, therefore, the potential of optimization of their combinations can be exhausted. A qualitative transformation of the very set of social groups marks a transition from one type of functioning to another, whereas their sequence is embodied in the process of alternation of the organization epochs, each of which forms the dynamics of their labor division. The problem of formation of a unified axiological system is exacerbated by the inadequacy of the Western model of globalization with respect to the survival needs of modern humanity, its current status can be defined as “civilizational” destruction or a special type of transition state, where relatively new and extremely dangerous processes are closely linked: the ecological, demographic, anthropological, social-political, economic and financial, ethical, religious and other crises. The axiological dimension of globalization is revealed in the fact that one of the stable “pervasive” needs in all known human societies is the need to anticipate and predict the future. It is conditioned by the specificity of the object-practical activities related to the planning and designing as a manifestation of goal-setting. In order for the knowledge of the past to serve as a basis for predicting the future, one needs to have special cognitive structures, that is, a special logical mechanism ensuring correctness of the transfer of information about the past which no longer exists to the future which does not exist yet. The axiological aspect of modern global world is conditioned by the fact that in our historical consciousness the idea of mankind becomes concrete and visible only in real history, in its entirety. There the idea becomes a refuge in those origins, from which there comes to us the true scale, when we find ourselves helpless, lost in the face of a catastrophe, the destruction of all thinking habits that used to defend us. The axiological unity of the global world is determined by the general course of development of all the peoples involved in the movement of history, because there are common trends in the growth and progress, although during certain periods of history the development may slow down.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Философия образования

Выпуск журнала: 3

Номера страниц: 5-14

ISSN журнала: 18110916

Место издания: Новосибирск

Издатель: Федеральное государственное унитарное предприятие Издательство Сибирского отделения Российской академии наук

Персоны

Вхождение в базы данных