ШКОЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА В ПАРАДИГМЕ ИЗОБРЕТАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ : научное издание

Описание

Перевод названия: SCHOOL ECONOMY IN THE INVENTING EDUCATION PARADIGM

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2017

Ключевые слова: inventive education, new polytechnical school, knowledge invention method, innovative projects method, intellectual property, patent activity, изобретающее образование, новая политехническая школа, метод изобретения знаний, метод инновационных проектов, интеллектуальная собственность, патентная деятельность

Аннотация: Требования к специалистам для работы в условиях шестого технологического уклада, Индустрии 4.0, обусловливают необходимость совершенствования системы образования по обучению решению проблем и, как результат, генерации инновационных идей. В настоящее время в отечественном образовании генерация инновационных идей стимулируется различПоказать полностьюными конкурсами, в том числе и с получением финансирования под реализацию результатов. В учебных программах по-прежнему преобладает знаниевый подход. В ведущих зарубежных образовательных учреждениях, главным образом в университетах, наряду со стимуляцией, в образовательные программы включены соответствующие методы. Если в прежние десятилетия изучались в основном дивергентные методы: морфоанализ, метод фокальных объектов, синектика и т.п., то сейчас ведущее место занимает теория решения изобретательских задач - ТРИЗ, TRIZ, созданная в бывшем СССР Г.С. Альтшуллером, в связи с возрастающей потребностью ведущих корпораций в специалистах по ТРИЗ. Этот факт дает России существенные конкурентные преимущества на инновационном пути развития. Для эффективного использования этого преимущества важно формировать инновационное мышление, основанное на ТРИЗ, со школьного возраста. Для этого авторами разработаны новые методы в дидактической системе ТРИЗ-педагогика, объединяющие метапредметные результаты (в вузах - компетенции) в систему инновационного мышления. В результате, наряду с учебным, достигается экономический эффект: создаваемая в учебном процессе интеллектуальная собственность. Для школ это - возможность существенного улучшения финансирования, обусловливающая важность разработки новых механизмов фиксирования, защиты и реализации интеллектуальной собственности. В статье приводятся рекомендации по построению такой системы. Цель - определение возможностей и путей повышения экономической эффективности образовательной деятельности в парадигме изобретающего образования. Задачи: - анализ опыта образовательных учреждений по реализации подходов, предшествующих формированию парадигмы изобретающего образования; - формулирование рекомендаций по повышению экономической эффективности реализации парадигмы изобретающего образования. Методы проведения работы: - аналитический метод: в статье анализируются практические результаты апробации элементов изобретающего образования; - диалектический метод: в статье выделяется системно-диалектическое ядро ТРИЗ - основа парадигмы изобретающего образования. Результаты: подтверждена возможность и показаны пути повышения экономических показателей системы школьного и дополнительного образования. Область применения результатов: полученные результаты целесообразно применять школам, лицеям, гимназиям, учреждениям дополнительного образования, в которых действуют инженерно-технологические и физико-математические классы, корпоративные классы инженерного профиля, студии научно-технического творчества и применяются авторские методы изобретения знаний и инновационных проектов: как в целях повышения качества выполнения Федеральных образовательных стандартов, так и в целях улучшения экономических показателей. Requirements applied to specialists for working in the sixth wave of innovation, i.e. Industry 4.0, determines the necessity of education system improvement concerning training solution and, as a result, creation of inventive ideas. Today in our country this process is stimulated by various competitions, including financing for the implementation of results. In training programs knowledge approach still prevails. The corresponding methods, along with stimulation, are included into educational programs in leading foreign educational institutions, mostly at universities. If in previous decades mostly divergent methods were studied (morphological analysis, the focal objects method, synectics, etc.), then now the leading place is taken by theory of inventive problem solving - TRIZ created in the former USSR by G.S. Altshuller in connection with the increasing leading corporations requirement for specialists in TRIZ. This fact gives Russia essential competitive advantages in the innovative way of development. For effective use of this advantage it is important to form the TRIZ-based innovative thinking beginning from school days. For this purpose authors developed new methods in TRIZ-pedagogics, uniting metasubject results (in higher education institutions - competences) into the system of innovative thinking. As a result, both educational and economic effects are achieved: the intellectual property created in educational process. For schools it is the possibility of significant improvement of financing causing importance of new mechanisms of intellectual property fixation, protection and implementation. Recommendations about creation of such system are provided in the article. Purpose Defining the opportunities and ways of improving economic effectiveness of educational activities in the paradigm of inventive education. Tasks: - analysis of school education institutions experience in implementation of approaches preceding the inventing education paradigm formation; - giving recommendations concerning the economic effectiveness enhancement of the implementation of inventive education paradigm. Methodology - analytical method: in the article practical results of the inventive education elements approbation are analyzed; - dialectic method: the article defines the system and dialectic kernel of TRIZ, which is the basis of inventive education paradigm. Results: the possibility is confirmed and the ways of improving economic indicators in school and additional education system are shown. Practical implications: it is expedient to apply the obtained results at schools, lyceums, gymnasiums, institutions of additional education at which engineering and technological or physical and mathematical classes, engineering classes, scientific and technical workshops and author’s methods of the knowledge invention and innovative projects are applied: both for improvement of Federal educational standards implementation quality, and for improvement of economic indicators.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Наука Красноярья

Выпуск журнала: Т. 6, 4

Номера страниц: 152-174

ISSN журнала: 20707568

Место издания: Красноярск

Издатель: Общество с ограниченной ответственностью Научно-инновационный центр

Авторы

Вхождение в базы данных