ШКОЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА В ПАРАДИГМЕ ИЗОБРЕТАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Описание

Перевод названия: SCHOOL ECONOMY IN THE INVENTING EDUCATION PARADIGM

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2017

Ключевые слова: inventive education, new polytechnical school, knowledge invention method, innovative projects method, intellectual property, patent activity, изобретающее образование, новая политехническая школа, метод изобретения знаний, метод инновационных проектов, интеллектуальная собственность, патентная деятельность

Аннотация: Требования к специалистам для работы в условиях шестого технологического уклада, Индустрии 4.0, обусловливают необходимость совершенствования системы образования по обучению решению проблем и, как результат, генерации инновационных идей. В настоящее время в отечественном образовании генерация инновационных идей стимулируется различПоказать полностьюными конкурсами, в том числе и с получением финансирования под реализацию результатов. В учебных программах по-прежнему преобладает знаниевый подход. В ведущих зарубежных образовательных учреждениях, главным образом в университетах, наряду со стимуляцией, в образовательные программы включены соответствующие методы. Если в прежние десятилетия изучались в основном дивергентные методы: морфоанализ, метод фокальных объектов, синектика и т.п., то сейчас ведущее место занимает теория решения изобретательских задач - ТРИЗ, TRIZ, созданная в бывшем СССР Г.С. Альтшуллером, в связи с возрастающей потребностью ведущих корпораций в специалистах по ТРИЗ. Этот факт дает России существенные конкурентные преимущества на инновационном пути развития. Для эффективного использования этого преимущества важно формировать инновационное мышление, основанное на ТРИЗ, со школьного возраста. Для этого авторами разработаны новые методы в дидактической системе ТРИЗ-педагогика, объединяющие метапредметные результаты (в вузах - компетенции) в систему инновационного мышления. В результате, наряду с учебным, достигается экономический эффект: создаваемая в учебном процессе интеллектуальная собственность. Для школ это - возможность существенного улучшения финансирования, обусловливающая важность разработки новых механизмов фиксирования, защиты и реализации интеллектуальной собственности. В статье приводятся рекомендации по построению такой системы. Цель - определение возможностей и путей повышения экономической эффективности образовательной деятельности в парадигме изобретающего образования. Задачи: - анализ опыта образовательных учреждений по реализации подходов, предшествующих формированию парадигмы изобретающего образования; - формулирование рекомендаций по повышению экономической эффективности реализации парадигмы изобретающего образования. Методы проведения работы: - аналитический метод: в статье анализируются практические результаты апробации элементов изобретающего образования; - диалектический метод: в статье выделяется системно-диалектическое ядро ТРИЗ - основа парадигмы изобретающего образования. Результаты: подтверждена возможность и показаны пути повышения экономических показателей системы школьного и дополнительного образования. Область применения результатов: полученные результаты целесообразно применять школам, лицеям, гимназиям, учреждениям дополнительного образования, в которых действуют инженерно-технологические и физико-математические классы, корпоративные классы инженерного профиля, студии научно-технического творчества и применяются авторские методы изобретения знаний и инновационных проектов: как в целях повышения качества выполнения Федеральных образовательных стандартов, так и в целях улучшения экономических показателей.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Наука Красноярья

Выпуск журнала: Т.6, 4

Номера страниц: 152-174

ISSN журнала: 20707568

Место издания: Красноярск

Издатель: Общество с ограниченной ответственностью Научно-инновационный центр

Авторы

Вхождение в базы данных