СТАНОВЛЕНИЕ ПРОЕКТНОГО ДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ПРОФИЛЯ УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ : научное издание

Описание

Перевод названия: THE FORMATION OF THE PROJECT ACTION OF FIRST-YEAR STUDENTS STUDYING TO BE ELEMENTARY SCHOOL TEACHERS

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2017

Идентификатор DOI: 10.25146/1995-0861-2017-42-4-29

Ключевые слова: развитие, деятельность, проектное действие, деятельностный подход, уровни становления проектного действия, development, activity, project action, activity approach, levels of development of the project action

Аннотация: Проблема и цель. Современная социокультурная ситуация в российском обществе влияет на приоритеты в области образовательной политики. Для построения собственной профессиональной траектории студентам - будущим педагогам и их преподавателям требуется осваивать деятельностную, продуктивную логику организации взаимодействий различных суПоказать полностьюбъектов образовательного процесса с целью обеспечения их развития. Это требует при организации деятельности рассматривать не один, а множество сценариев ее разворачивания, прогнозировать риски и управлять ими в процессе реализации складывающегося сценария деятельности, оценивать достигнутые образовательные результаты. В отношении учебной деятельности детей начальной школы только проектирование, в отличие от традиционного планирования работы детей по готовым методикам, позволяет обеспечить процесс постановки и решения самими детьми учебных задач на уроках в начальной школе согласно системно-деятельностному подходу, который лежит в основе и профессионального стандарта педагога, и стандарта ФГОС НОО. Таким образом, цель исследования - теоретическое и опытно-экспериментальное обоснование гипотезы о становлении проектного действия студентов первого курса психолого-педагогического направления подготовки в логике деятельностного подхода. В статье представлена система учебно-профессиональных действий студентов, которая позволяет им самим открывать для себя принципы педагогического действия для успешной реализации замысла на семинарах. Для исследования становления проектного педагогического действия авторами вводятся уровни - репродуктивный, продуктивный, конструктивный. Процедура исследования уровней подкреплена полученными в экспериментальной и контрольной группах результатами. Методологию исследования составляют нормативно-правовые документы в сфере высшего образования, научно-исследовательские работы отечественных и зарубежных ученых, признанных научным сообществом, и опыт обучения студентов психолого-педагогического направления подготовки по профилю Учитель начальных классов. Результаты. На основе деятельностного и компетентностного подходов сформулирована гипотеза об условиях становления проектного действия студентов первого курса психолого-педагогического направления подготовки по профилю Учитель начальной школы. Обосновано опытно-экспериментальным путем, что принципы организации рефлексии, генезиса понятий (смыслов), подкрепления рассуждений практическим опытом, прогнозирования, согласования логик и перехода от целого к частям составляют основу подготовки студента и обеспечивают открытие студентами проектной логики организации собственного учебно-профессионального действия для обеспечения развития учащихся на материале учебных предметов. Заключение. Предложенная в статье авторская концепция обеспечения становления проектного действия студентов первого курса психолого-педагогического направления подготовки может стать основанием для дальнейших исследований и разработок в этом направлении в вузах и сузах. Деятельностная логика становления проектного действия на материале дисциплин предполагает, что студент открывает совместно с другими студентами принципы проектной логики для организации поисковой, познавательной активности как собственной, так и других, опробует их на семинаре и оформляет для следующего проектно-педагогического действия. Problem and purpose. The current socio-cultural situation in Russian society influences the priorities in the field of educational policy. To build their own professional trajectory, students majored in education and their teachers need to master the activity-oriented, productive logic of organizing interactions of various subjects of the educational process with a view to ensure their development. This requires considering not one, but many scenarios for its deployment, forecasting risks and managing them in the process of implementing the emerging scenario of activities, evaluating the achieved educational results while organizing activities. With regard to the learning activity of elementary school children, only design, unlike the traditional planning of children’s work using ready-made techniques, allows providing the process of setting learning tasks and solving them by children themselves at elementary school lessons according to the system-activity approach that underlies the Teacher’s Professional Standard, and the federal state educational standard of elementary general education. Thus, the aim of the research is theoretical and experimental substantiation of the hypothesis about the formation of the project action of first-year students studying in psychological-pedagogical training program in the logic of the activity approach. The article presents the system of students’ educational and professional activities, which allows them to discover the principles of pedagogical action for successful implementation of the concept at seminars. To study the development of project pedagogical action, the authors introduce levels, namely, reproductive, productive, constructive ones. The procedure for studying the levels is supported by the results obtained in the experimental and control groups. The methodologyof the study is made up of normative and legal documents in the field of higher education, research works of domestic and foreign scientists recognized by the scientific community, and the experience of teaching students who study in the psychological and pedagogical training program to be elementary school teachers. Results. On the basis of the activity and competency-based approaches, a hypothesis was formulated on the conditions for the formation of the project action of first-year students studying in the psychological and pedagogical training program to be elementary school teach-ers. It is substantiated experimentally that the principles of the organization of reflection, the genesis of concepts (senses), the reinforcement of reasoning by practical experience, the forecasting, the harmonization of logics and the transition from the whole to parts form the basis for student training and ensure the opening of the project logic for students to organize their own educational and professional activities to ensure development of students based on the material of educational subjects. Conclusion. The author’s concept of ensuring the development of the project action of first-year students studying in the psychological and pedagogical training program suggested in the article can be the basis for further research and development in this direction in higher education institutions and secondary educational institutions. The activity logic of the formation of a project action based on the material of disciplines suggests that the student opens the principles of project logic with the other students for the organization of search, cognitive activity of both his own and others, tests them at a seminar and draws up for his next design and pedagogical action.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева

Выпуск журнала: 4

Номера страниц: 140-148

ISSN журнала: 19950861

Место издания: Красноярск

Издатель: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева"

Авторы

Вхождение в базы данных